Развитие дополнительного образования в России в 2023 году перешло на новый этап. Внесение изменений в Федеральный закон от 13.07.2020 г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» в декабре 2022 года расширяет направления, в которых будет реализован социальный заказ. Сертификат дополнительного образования с внедрением социального заказа вырастает до социального сертификата. Что же это такое? Какие изменения и какие преимущества перехода на социальный сертификат?
Что такое социальный сертификат?
В контексте дополнительного образования детей социальный сертификат выполняет все функции сертификата дополнительного образования и даже имеет некоторые преимущества перед последним. В дальнейшем применение социального сертификата станет возможно и для оплаты других социально-значимых услуг. Срок действия сертификата не изменился, он действует до наступления 18-летия ребенка и дает право посещать любые лицензированные кружки или секции дополнительного образования, размещенные на сайте Навигатора ДО, за счет бюджета.
В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ОТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ?
Существенных различий между системой персонифицированного финансирования и механизмом социального заказа нет. Однако внедрение социальных сертификатов потребовало обновления форм заявлений и согласий на обработку персональных данных, подаваемых при записи на программы. В связи с чем просим ознакомиться с новыми формами документов, в случае несогласия с данными, указанными в них, обратитесь в организацию, реализующую программу, для отзыва данных документов.
Однако социальный сертификат несет в себе ряд преимуществ перед сертификатом дополнительного образования:
ПРЕИМУЩЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО СЕРТИФИКАТА
- Номинал в часах или в рублях. Система социального заказа работает с натуральными показателями, поэтому в сертификате будет отражаться либо количество доступных человеко-часов (т.е. занятий), либо количество доступных денежных средств для оплаты программы. Сертификат дает ребенку право на получение конкретного объема занятий. Ему останется только выбрать интересующую программу, а все взаиморасчеты за его обучение будут вестись уже между организатором и государством.
- Преимущество в продлении на следующий год. Если ребенок записан на многолетнюю программу, то у него возникает преимущественное право на получение объема часов (либо денежных средств) на сертификат в новом календарном году.
Пример: ребенок записался на первый год обучения по программе «Ритмика». Сама программа реализуется 4 года. После окончания обучения по первому году у ребенка есть преимущество в получении социального сертификата на следующий год, так как он уже начал обучение по данной программе. - Интеграция с Госуслугами. Данные по социальному сертификату будут выведены в личный кабинет родителя на Госуслугах. Можно будет в удобной форме контролировать баланс сертификата и заключенные договора на обучение.
- Возможность оплаты части программы. Если ребенок выбрал несколько программ, количество часов (или объем средств) по которым превышает количество на сертификате, то родитель может разделить оплату: частично оплатить обучение социальным сертификатом, а оставшуюся часть – за счет собственных средств.
- Больше выбор программ. Пойти можно не только в государственное учреждение, но и к частнику, т.к. механизмы социального заказа делают участие частных организаций доступнее. Для родителей – это возможность экономии собственных средств.
Нормативная база социального заказа
- Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2021 № 183 «Об утверждении Положения о структуре реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере и порядке формирования информации, включаемой в такой реестр, а также Правил исключения исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере из реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере»
- Постановление Губернатора Краснодарского края от 13.07.2023 № 474 «Об утверждении порядка формировании государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Краснодарского края, и формы отчета об их исполнении»
- Распоряжение губернатора Краснодарского края от 20.11.2020 №272-р «О Внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Краснодарском крае»
- Распоряжение Губернатора Краснодарского края от 29.03.2023 № 71-р «Об организации оказания государственных услуг в сфере образования при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг на территории Краснодарского края»
- Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики КК от 16.05.2023 №1381 «Об организации оказания государственных услуг в сфере образования при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг на территории Краснодарского края»
- Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 22.02.2024 № 455 «О реализации системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Краснодарском крае»
- Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 22.02.2024 № 457 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ (общественной экспертизы) на соответствие Требованиям к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги «реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами»